♦ Почему так много вырубают деревьев и успевают ли восстанавливать?
♦ Найдены ли эффективные способы борьбы с короедом и усыханием?
♦ Как получить ордер на заготовку в нужном тебе месте и можно ли увеличить льготную норму?
Среди тем, затронутых в проекте Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы, есть и леса. В начале января Глава государства провел встречу с министром лесного хозяйства Виталием Дрожжей. Была озвучена цифра: республика достигла максимального уровня лесистости за всю свою историю — более 40 процентов территории. Ожидается, что эффективность ведения этого вида хозяйства будет основана на качественном воспроизводстве, сохранении его рекреационного и экологического потенциала при одновременном росте доходности. Лес, топливо, экология — наших читателей волнуют многие вопросы, связанные с использованием результата труда многих поколений.
Перспективы лесного хозяйства и острые вопросы читатели «СГ» обсудили с первым заместителем министра лесного хозяйства Валентином ШАТРАВКО. Первый вопрос — от обозревателя «СГ»:
Что сажают и зачем оцифруют?
— Валентин Геннадьевич, по проекту Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы эффективность ведения лесного хозяйства будет основана на качественном воспроизводстве лесов. Уровень лесистости должен повыситься до 40,3 процента в 2025 году, объем заготовки древесины с гектара покрытых лесом земель увеличится до 3,2 кубометра. На что планирует сделать акцент министерство в ближайшие годы, чтобы добиться таких результатов?
— Этот вопрос постоянно на контроле. Основное направление нашей работы — лесоразведение на низкобалльных и низкопродуктивных землях. Еще одна задача — своевременно высаживать молодые саженцы на лесосеках после рубок главного пользования и прочих. В последнее время активно внедряем новые технологии: проводим постепенные рубки главного пользования, когда лесная площадь находится под лесом постоянно. Их число растет, за 2020 год провели такие рубки на площади более 13 тысяч гектаров. Все это позволит нам достичь к 2025 году лесистости не менее 40,3 процента. Также мы планируем увеличить объем заготовки древесины с одного гектара до 3,2 кубометра (сейчас 2,8 кубометра). Повышается возраст насаждений, идущих «под нож», а значит, и запасы древесины на корню на одном гектаре.
— Недавно смотрел по телевизору репортаж с совещания у Президента и услышал, что доля спелых лесов у нас уже 20 процентов от их общего числа, а в советское время было всего три процента. Все потому, что увозили кругляк эшелонами на запад. А там свои природные богатства считать умеют. Друг, живущий в Эстонии, рассказывал, что у них шведы скупают лес на корню. В то же время там порядок, каждое бревнышко внесено в компьютер. А у нас планируют как-то совершенствовать систему учета деловой древесины?
Алексей Степанович, Поставский район
— Единая государственная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС) в 2020 году введена в промышленную эксплуатацию. Она работает на программном продукте, созданном в нашей республике, хотя подобные существуют и в других странах. Мы разработали систему взаимосвязанных элементов, которые будут обеспечивать учет древесины от заготовки до приемки у потребителя. Те правонарушения, которые есть, урегулируют с помощью ряда нормативно-правовых документов, поскольку введение ЕГАИС в промышленную эксплуатацию затрагивает интересы всех лесофондодержателей республики, бизнес-сообщества, граждан. После издания нормативно-правовых документов она станет обязательной. А главный ожидаемый результат — прозрачность движения всей лесопродукции, которую заготовим. Всю поставят на учет, и ее перемещение будет четко регламентировано. Если остановят машину с лесной продукцией на дороге, можно в режиме онлайн посмотреть, в каком месте ее загрузили, на какой рубке заготовлена и куда следует. Иными словами, перемещать древесину, заготовленную нелегально, станет невозможно.
— Интересно, меняется ли с годами сама технология выращивания сосняков и других видов леса? В ближайшие пять лет планируете ли вы внедрять что-то новое, возможно, расширять посадки не только обычных сеянцев, но и саженцев постарше, с закрытой корневой системой?
Виктор СЕРГЕЕВ, Мозырский район
— Действительно, сейчас активно внедряем создание лесных культур сеянцами с закрытой корневой системой. Для этого построено четыре комплекса по выращиванию такого посадочного материала, есть он и на питомниках. Объем его выращивания за 2020 год — более 23 миллионов штук. И в дальнейшем продолжим эту работу. В этом году планируем вырастить 25 миллионов подобных сеянцев и создать 6,5 тысячи гектаров лесных культур. Их выращивают из улучшенных семян, отобранных с учетом генетического анализа. Плюсы — улучшенная энергия роста и выше продуктивность: в перспективе получим на 10—15 процентов древесины больше, чем при посадке обычных деревьев. Этот посадочный материал более устойчив к изменениям климата и стопроцентно приживается. Можно закладывать лесные культурны практически круглый год. Это важно, так как в последнее время посадочный сезон сужается: весна приходит очень быстро, и времени для создания запланированных объемов не хватает. Активно внедряем и механизацию: при посадке и уходах за культурами.
— Насколько знаю, в основном сейчас применяются монопосадки: либо сосна, либо береза, у нас в Жлобинском районе я других не видел. Возможно, есть осиновые и дубовые, но их очень мало. Может, нужно начинать внедрять смешанные?
Роман, г. Жлобин, по интернету
— И в нашей практике, и в мировой смешанные культуры считаются намного более устойчивыми, чем обычные. Но есть нюанс: таковыми они считаются, если насаждения созданы на одном участке из двух или более видов деревьев и кустарников. Мы в основном закладываем культуры рядами: несколько, к примеру, сосны, несколько — березы, и так чередуем. Но обычный человек может посчитать, что это отдельные участки. Сегодня не менее 70 процентов насаждений нужно создавать смешанным посадочным материалам. Эта планка установлена уже пять лет назад. В Стратегии адаптации лесного хозяйства к изменениям климата до 2050 года, разработанной учеными и принятой к исполнению, к середине века нужно довести этот показатель до 95 процентов. В 2018 году мы высадили около 90 процентов лесных культур смешанными, в Жлобинском лесхозе практически 99 процентов посева и посадки — это смешанные лесные культуры.
Начальник питомника Слободского опытно-производственного лесничества Мозырского района Надежда Гадлевская с саженцами.
Как рубить и чем топить?
— Собираемся менять котел и обратили внимание на варианты, которые работают на пеллетах. Вроде бы получается экономично, но беспокоимся, насколько доступным будет топливо. Как вы считаете, это перспективно?
Чеслав Адамович, Слонимский район
— Спрос рождает предложение. Сейчас, по оценке производителей котлов на пеллетном топливе, около 20 фирм предлагают этот вид топлива. Советую учитывать специфику выбранного оборудования: гранулы могут быть 6 или 8 миллиметров в диаметре. Не для каждого котла они подходят. В республике в год производится около 260 тысяч тонн пеллет, создание мощностей продолжается. Только Минлесхоз в прошлом году ввел в эксплуатацию семь таких производств, в этом планируем ввести еще шесть. Чаще всего те, кто выпускает котлы, работают с конкретными продавцами топливных гранул, поэтому при покупке уточните, какие вам подходят и где их приобрести. Наши производства упаковывают их как к мешки по 15 килограммов, так и в упаковки по одной тонне. Приобрести их не составит труда. Храниться гранулы должны в закрытом помещении и не впитывать влагу, чтобы вы получили настоящую отдачу.
— Живем в деревне довольно долго. В этом году столкнулись с тем, что рядом заготавливают лес разные организации. Но при этом нам, простым сельчанам, не выделяют делянки для заготовки дров. Как сказали в Ульяновичском лесничестве Богушевского лесхоза, их нет. У нас есть и трактор, и силы сделать все самостоятельно. Но, конечно, ближе к дому, а не за 20 километров. Вторая беда — поросята съели пол, а досок взять негде. В свое время прямо в деревне была пилорама, где изготавливали доски для ремонта. Сегодня звонила в лесхоз, мне предложили ехать в Богушевск и выписывать деловую древесину. До лесхоза от нас 60 километров. Почему не разрешить людям заготовить сухостой на ту же доску, да хоть бы на починку забора? Нам не нужна деловая древесина, кто же из нее столбы делает? Пожалуйста, помогите!
Марина Николаевна, Сенненский район
— Больших проблем в заготовке дров гражданами нет. В данном случае, скорее всего, сыграл роль человеческий фактор. Заготовка древесины разрешена, производится она на основании ордера, который выдается в лесничестве. Сделать это должны в течение двух дней с дня подачи заявления. Для заготовки дровяной древесины организации Минлесхоза в 2020 году отпустили 800 тысяч кубометров, населению — 600 тысяч кубометров. Возникающие вопросы разрешаем оперативно, иногда с привлечением специалистов к ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В каждом случае бывают нюансы: людям предлагают заготавливать сухостойную сосну, а они, к примеру, хотят березу. Но лесхозы рубят деревья не там, где хотят, а по плану. Для самозаготовки людям в основном даем поврежденные, усохшие стволы, живые насаждения — нет. По вашему вопросу мы разберемся.
— Подскажите, будут ли пересматривать льготную норму на дрова? На отопление нашего дома нужно в 2 раза больше кубометров, чем положено, приходится покупать у частников. Для пенсионеров это большая сумма, мы уже с лета готовимся, собираем. Есть ли какие-то подвижки, чтобы людям стало доступно свое же топливо?
Валентина Ивановна, Логойский район
— Предельные нормы отпуска населению по фиксированным розничным ценам прописаны в постановлении Совмина от 9 ноября 2012 года № 1028. В нем указаны такие нормы на одно домовладение: топливных брикетов — 3,5 тонны, торфа кускового — 4 тонны, дров — 4,9 плотного кубометра, угля — 2,5 тонны. Без изменения этого документа увеличить их никто не вправе. Цены регулируют облисполкомы, они имеют право изменять эти нормы отпуска. Купить дрова по свободным ценам — не проблема, в целом по министерству у нас остатки дров составляют на 1 января этого года около миллиона кубометров. В связи с усыханием сосны и ели в основном это хвойные породы.
— Сам я родом со Столинщины, часто помогаю там родным. Приезжаем в лес забирать купленные двухметровые дрова, а нам показывают штабеля — и шестиметровые, и восьмиметровые. Приходится брать свою пилу, бензин и на месте распиливать, а лесник просто наблюдает. Так происходит в Столинском и Кошаро-Ольманском лесничествах, например, да и в других на территории района. Организациям при этом выдают нормальные. Был в Могилевской области у родни, там все в порядке. На Столинщине для частных лиц, по моим наблюдениям, вообще проблема купить березовые или осиновые дрова, чтобы печку топить, даже готовые. Ощущение, что их везут со всей Гомельщины. Возможно, это из-за наших парников, много нужно дров для их отопления. Планируется ли в ближайшие пять лет решать этот вопрос?
Александр Владимирович ПАШКЕВИЧ, г. Витебск
— По СТБ предусмотрено, что длина дров не должна превышать 4 метра. В данном случае Столинским лесхозом нарушаются правила обмера, маркировки и учета заготовленной древесины, а также требования СТБ. По этим фактам будет назначена проверка, мы разберемся. Все дрова, которые есть в окрестностях Столина и Ольман, разбирают. Очень много граждане завозят из Гомельской области. Для заготовки дров нужно получить и другие лесопродукты, а такой большой объем в одном районе вырубить невозможно. Превысить свой план лесхоз не вправе. Там, где большие парники, есть дефицит, но в целом по Брестчине — нет.
Водитель Лиозненского лесхоза Виктор Ус на вывозке древесины.
Что с короедом и валежником?
— Собираются ли в нашей стране принять такой закон, как в России, чтобы можно было самим заготавливать валежник? В лесу масса деревьев валяется и гниет. Фактически это топливо, пропадающее под ногами. А потом короеда все больше и больше. Обращался с таким вопросом в разные лесничества, но у них нет времени все убрать, больше заняты посадками.
Виктор ХОДОРЧЕНКО, г. Борисов
— Как я говорил, деревья после ветровала можно заготавливать, но по выданному ордеру. В Российской Федерации принят закон о том, что в отдельных случаях можно собирать валежник. Но что это такое, там документально не определено. У соседей можно заготавливать лежащие на земле стволы и сучья, которые не являются порубочными остатками при проведении лесосечных работ. Нашел в лесу кусок бревна — можешь взять. Но возникает много вопросов. Допускается применение ручных пил, топоров, легких бензопил. В свое время мы рассматривали такой вариант. Но лесопользование у нас платное. Мы упростили процедуру выписки ордеров, принимая новую редакцию Лесного кодекса. Если раньше лесничеству нужно было выписывать лесорубочный билет в лесхозе, то сейчас участок определяют в лесничестве, его отводят и оценивают. В течение двух дней предоставляем ордер. Отпустить людей без всякого контроля в лес нельзя: они должны понимать свою ответственность за то, что заготавливают.
— В Могилеве в районе больницы медреабилитации идет вырубка леса, пораженного короедом. А восстанавливать будут? Может, нужно не только рубить, но и как-то травить вредителя?
Михаил, Могилевский район
— Не только мы, но и другие страны столкнулись в последние годы с проблемой короеда и усыхания сосняков, у наших соседей то же самое. Это связано с изменением климата, понижением уровня грунтовых вод, мелиоративными работами. Единственный действенный способ борьбы с вредителем — вовремя убрать из леса поврежденные деревья и утилизировать порубочные остатки: сжечь или измельчить. Вершинный или шестизубчатый короед живут в верхней части кроны сосны и в сучьях. При заготовке мы используем древесину для переработки. Если оставляем в лесу, обязательно обрабатываем. А порубочные остатки или сжигаем, или измельчаем фрезами. Этот комплекс мер с 2016 года позволил перейти Рубикон: максимум усыхания отмечен в 2018 году, в 2019-м объемы в целом уменьшились в 2 раза, в 2020-м — еще практически в 2 раза. У ели короед-типограф повреждает нижнюю часть ствола. Там технология другая: вырубаем и вывозим эту древесину из леса. Проводим также лесопатологическое оздоровление насаждений. А для наблюдения за поведением короеда применяем феромонные ловушки, чтобы отслеживать его численность и куда распространяется. Обрабатывать можно, но после того, как срубили. Препараты в насаждениях применяем при борьбе с листохвоегрызущими вредителями. А короед проедает кору и проникает в пространство между ней и древесиной, в нем питается и размножается. Поэтому обработка насаждений сверху результата не дает. В проекте Программы социально-экономического развития на 2021—2025 годы предусмотрено продолжение этой работы. Еженедельно собираем информацию об объемах усыхания и ходе разработки этих территорий. В течение месяца с даты постановки поврежденные леса должны вырубить, это строго контролируется. Сразу же лесосека должна быть очищена. С учеными прорабатывали различные методы, но нигде в мире ничего другого не применяется. В 2019 году в Польше эти процессы только начинались, у нас идет процесс затухания, а там все большие объемы повреждаются, особенно сосны. Стоит дать слабину, вспышка может произойти снова. Короед в лесу есть постоянно, как и другие вредители. В нормальных условиях он не причиняет большого вреда. Вспышка — это резкое увеличение численности, как было в 2016—2018 годы.
— Почему с такой скоростью вырезают леса? Места вырубки зарастают лозой. Много неубранных деревьев до сих пор лежит в лесу после урагана. С опушки смотришь: вроде лес. Заходишь внутрь, а там вырубка размером с футбольное поле. А дороги в борах уничтожаются тяжелой техникой, которая вывозит деревья. Сердце болит. Что оставим потомкам?
Вадим, по интернету
— Каждый оценивает происходящее на определенной территории. Где-то заготавливают больше, где-то меньше. Как недавно было сказано в выступлении Президента, спелых лесов у нас становится больше. В 1988 году в республике было 2,6 процента таких посадок, сегодня мы превысили 15 процентов. А это те леса, где собирают урожай, как в сельском хозяйстве. Аграрии растят год или два, мы — 70—80 лет, по каждой породе установлен свой возраст рубки. Сосну в эксплуатационных лесах можно срубить в 81 год и старше. Раз в десять лет проводят лесоустройство в каждом учреждении: на основе инвентаризации намечаются планы. Сам лесхоз назначить и провести рубки главного пользования не имеет права. Это не касается только ветровалов, буреломов, пожаров, повреждений короедом: там необходимо убрать поврежденную древесину — но не более.
Если в 1994 году расчетная лесосека в стране была 5,4 миллиона кубометров, то в 2021 году — 14,9 миллиона кубометров спелой древесины, в 3 раза больше «поспело». Если не рубить, что будет? Насаждения растут до определенного возраста, потом они погибают. Вложив деньги в выращивание и охрану, мы не получим отдачи. Кроме того, древесина в процессе роста поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Но как только начинает стареть, наоборот, забирает кислород с «выхлопом» углекислоты. А как же угроза изменения климата? Если не рубить, наши леса вместо легких Европы начнут наш кислород потреблять. Ученые занялись изучением этих процессов в последние 10 лет. В рамках Парижского соглашения по климату у нас есть перспективы продажи «кислородных квот», были такие предложения от западных компаний.
Главное — все участки леса, которые вырубаем, в течение трех лет восстанавливаем. Отслеживаем это очень жестко. В связи с большими вырубками сосняков в 2017—2018 годах и площади их посадок увеличили. Лесистость за последние полвека увеличилась почти вдвое, сейчас это 40,1 процента территории страны. Это максимум в истории. Мы входим в десятку самых лесистых стран мира.
yasko@sb.by
Фото Ивана Яривановича, Антона СТЕПАНИЩЕВА, Юрия Мозолевского и БЕЛТА, инфографика Кристины ПОЧЕБУТ-НОВОХРОСТ