Законодательный порядок авиационной охраны лесов претерпел сразу несколько изменений согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 362 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2021 г. № 478). Теперь за тушение пожара некоторым лесхозам придется приготовить свои кошельки. За что именно придется платить согласно изменениям в постановлении, помог разобраться руководитель Центра авиационной охраны лесов ГААСУ «АВИАЦИЯ» МЧС Игорь Змитреня.
Несущественные изменения коснулись вопросов отсутствия необходимости подготовки мест приема донесений, согласования маршрутов авиационного патрулирования, сроков согласования зоны охраны лесов и прочего. Более значимое (то, на котором и базировался обновленный порядок проведения авиационной охраны лесов) необходимо было для установления порядка возмещения ГААСУ «АВИАЦИЯ» расходов за тушение пожаров с привлечением воздушных судов с водосливными устройствами.
— Привлечение таких воздушных судов с водосливными устройствами (ВСУ), к примеру, было на крупных пожарах еще в 2015 году, — уточняет Игорь Змитреня. — Задействовать Ми-8 и Ми-26 с ВСУ достаточно затратно. На основании предыдущей версии постановления Совета Министров (от 16 марта 2006 г. № 362) привлечение воздушных судов с водосливными устройствами осуществляется за дополнительную плату. Поэтому мы по законодательству обязаны востребовать ее с заказчика данных услуг. Однако на практике оказалось, что порядок перечисления указанной платы, состав расходов, которые подлежат включению в эту плату, законодательством не определены. Новым постановлением все эти вопросы были урегулированы. И на данный момент, в случае привлечения авиации с ВСУ для тушения пожара (не для мониторинга, а именно для тушения), возмещение должно осуществлять уже юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство, на территории которого и возник пожар (в нашем случае лесхоз. — Прим. ред.).
И убытки придется оплачивать не только за те случаи применения дорогостоящей летной техники в тушении крупных пожаров, которые произойдут после объявления о нововведении, но и за все произошедшие годами ранее.
— Начиная с 2015-го, когда и случились первые крупные пожары, в частности в ГЛХУ «Полесский лесхоз» площадью до 5 тыс. га! — уточняет Игорь Александрович. — Хотя там не столько того леса было, скорее горели болота. Но масштабы огромные, поэтому технику задействовали максимально. Причем горел лесхоз не единожды. Еще крупные пожары начиная с 2015 года возникали также в Лельчицком, Калинковичском, Пуховичском лесхозах, в государственном природоохранном научно-исследовательском учреждении «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник». Правда, последний, будучи в структуре МЧС, все расходы оплачивал сразу. Иногда их оплачивали и лесхозы, к примеру Калинковичский лесхоз.
»Важное уточнение: речь идет не об оплате услуги в целом (по прейскуранту цен), а о возмещении затрат, связанных с их тушением. Заплатить придется только за топливо и прочие фактически понесенные расходы. Мониторинг лесов на наличие пожаров и возгораний, привлечение десантников-пожарных в тушении так и останутся для лесхозов Беларуси бесплатными (вернее, финансирование данных услуг по-прежнему будет осуществляться из республиканского бюджета).«
— Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. № 67 на ГААСУ «АВИАЦИЯ» возложено выполнение задач по авиационной охране лесов и авиационному обнаружению пожаров на торфяниках, — напоминает Игорь Александрович. — Мониторинг мы осуществляем целой командой, в которую входят пилот, а если вылет на самолете, то и второй пилот, летчик-наблюдатель. Если же мониторинг проходит на вертолете, то на борт дополнительно садятся десантники-пожарные по 2—3 человека, в зависимости от температуры воздуха, протяженности маршрута, количества заправленного топлива, чтобы не превысить взлетный вес. Обнаружив пожар или возгорание, летчик-наблюдатель сразу же передает данные юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство: лесничество, квартал, площадь пожара и прочее. А если на борту десантники-пожарные и есть возможность их высадить, то и информацию о высаженной группе.
Стоит заметить, что по законодательству ответственными за тушение пожаров в лесах являются именно юридические лица, ведущие лесное хозяйство (в нашем случае лесхозы). Работники центра авиационной охраны лесов ГААСУ «АВИАЦИЯ» могут лишь оказывать содействие в обнаружении и тушении пожаров. Но, как признался Игорь Змитреня, с их стороны отдача максимальная. К чужой беде они неравнодушны. Бывало, что и дополнительные группы своих пожарных привозили участвовать в тушении, и детали для вездеходов, сломавшихся при ликвидации пожара на болотах, и еду, также участвовали в эвакуации людей.
Частота мониторинга в течение дня, как правило, зависит от класса пожарной опасности. Если 1-й класс — авиапатрулирование не проводится; 2-й — разрешены разовые полеты при наличии пожаров; 3-й — разовое патрулирование по маршруту, дважды при наличии пожаров. Если 4-й класс пожарной опасности, работники центра вылетают на мониторинг дважды в день. А при 5-м классе — до трех раз.
— У нас имеется группа метеорологического обеспечения, специалисты которой каждое утро готовят нам карту прогноза метеорологических показателей пожароопасности по Республике Беларусь на день. К обеду государственная гидрометеорологическая служба высылает уже свою карту метеорологических показателей пожароопасности по Республике Беларусь по всем своим метеостанциям. На основании этой информации мы и планируем полеты, — объясняет Игорь Александрович.
Зимой, когда пожаров, тем более крупных, в лесах не случается, работники центра обычно посещают курсы повышения квалификации, проходят врачебно-летные комиссии, ремонтируют пожарный инвентарь, подготавливают картографический материал и прочее. А ближе к весне проводится участие в тушениях, воздушная тренировка, чтобы к сезону быть во всеоружии. Спускаются к месту пожара десантники-пожарные либо с помощью роликового спускового устройства, либо посадочным способом. Мастерство оттачивается настолько, что на тех же шнурах спуститься между сосен для них не проблема. Хотя работа по-прежнему очень опасная.
— В 2015 году наш самолет разбился возле аэропорта в Бресте — погибло два человека. А в этом году наш вертолет Ми-2 совершил аварийную посадку в Лунинецком районе. Один человек получил травму, второй — отделался ушибами, — вспоминает Игорь Александрович.
В парке техники ГААСУ «АВИАЦИЯ» сегодня имеются вертолеты Ми-2; Ми-8; Ми-26; Helicopters AS335; самолеты Ан-2. Но всё это начало 1990-х и 2000-х годов. Из современного — беспилотные авиационные комплексы: самолетного типа «Бусел М»; мультироторного — DJI Matrice 300 RTK и DJI Mavic 2 Enterprise Dual.
— Беспилотная авиация хороша для фиксирования точечных возгораний: пролететь, чтобы оценить обстановку, — замечает Игорь Александрович. — Но, как показала практика, даже панорамная камера не охватывает всю территорию, которую видит человеческий глаз с высоты полета. Плюс все беспилотные аппараты, которые у нас сегодня есть, имеют небольшой радиус действия. Для полноценного решения задач авиационного патрулирования в целях авиационной охраны лесов требуются беспилотные летательные аппараты, по характеристикам сравнимые с классическими пилотируемыми воздушными судами. В настоящее время Научно-производственным центром многофункциональных беспилотных комплексов Национальной академии наук Беларуси по техническому заданию, согласованному с МЧС, разрабатывается БАК «Буревестник» с дальностью применения БЛА до 290 км и продолжительностью полета более 6 часов.
К счастью, крупные пожары, где необходимо задействовать авиацию с водосливом, для нашей страны большая редкость. Случались они всего несколько раз — обычно осенью, когда начинается сбор клюквы, грибов, и сухой весной, когда люди сжигают сухую растительность.
В этом году ситуация с пожарами, как отметил Игорь Змитреня, была преимущественно спокойной:
— Весна была холодной и затяжной. Летом буквально один месяц был действительно жарким, но народ не особо стремился в лес в эти дни из-за высокой температуры. Поэтому пожаров было немного, особо крупных не было вовсе. А с августа уже начались дожди. Сейчас хоть и случаются теплые дни, по прогнозу, вновь дожди и похолодание. Так что крупных пожаров с высокой долей вероятности в этом году уже не будет.
Раньше Центр авиационной охраны лесов ГААСУ « АВИАЦИЯ» МЧС именовался РУП «Беллесавиа» и до 2003 года было в структуре Минлесхоза. А уже после перешло к МЧС, а с 1 января 2016-го вошло в состав ГААСУ «АВИАЦИЯ». Сегодня в штате центра числятся 11 работников десантно-пожарной службы и 9 летчиков-наблюдателей (все они инженеры лесного хозяйства, имеют соответствующее образование, плюс дополнительно окончили курсы летчиков-наблюдателей).
info@lioznoles.by
Электронные обращения +375 (2138) 5-11-40 211221, г.п. Лиозно, ул. Курортная, д. 31 Пн-пт с 8:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) |