Мобильная рейдовая группа действует по всей территории Климовичского лесхоза. Как итог — снижение нарушений
Ветровально-буреломные лесосеки в Климовичском лесхозе стараются разработать как можно оперативнее. Древесине не позволяют портиться, свое временно реализуя ее потребителям. Машины с кругляком и досками на районных дорогах теперь встречаются куда чаще обычного. Но и контроль за перевозкой такой продукции максимальный. А значит, и результативный — помогает не просто ловить нарушителей, но и сводить само желание нарушать на нет.
Махинации не пройдут
Главный лесничий Климовичского лесхоза Михаил Степанов приводит цифры: заготовка древесины на ветровально-буреломных участках в их лесах сегодня достигает порядка 12 тыс. кубометров в сутки. Помимо работников самого лесхоза, здесь трудятся еще команды из лесхозов Витебского, Брестского и Гродненского ГПЛХО. Задействовано так много людей, что злоумышленникам при отсутствии строгого контроля не составило бы труда пойти на махинации с целью хищения древесины, скажем, выдав себя за работников отрасли. К счастью, доскональные проверки, мониторинг ведутся на всех этапах — от заготовки до транспортировки продукции потребителям.
— Мобильная рейдовая группа Климовичского лесхоза работает еще с конца мая. График плавающий, действуем в зависимости от обстановки, — объясняет Михаил Степанов.
— Не только курсируем по дорогам, но и заглядываем на промежуточные склады с проверками. Ведь на каждом этапе должен быть контроль. В целом за период разработки ветровалов и буреломов в районе нами проведено уже 46 рейдов и проверен не один десяток автомобилей.
Инженер по охране и защите леса Сергей ГОМОНОВ.
В мобильно-рейдовую группу входят специалисты из числа наиболее подготовленных, опытных работников лесхоза. Обычное дело встретить в рейде инженера по охране и защите леса Сергея Гомонова и главного лес ничего Михаила Степанова даже в выходные дни.
— Наша мобильная рейдовая группа осуществляет свою деятельность ежедневно по всей территории Климовичского лесхоза. Намечены приоритетные направления с учетом всех возможных передвижений техники с продукцией и расположения других контролирующих групп, — рассказывает Сергей Гомонов. — Проводим также сов местные рейды с сотрудниками ОГАИ Климовичского РОВД.
Мобильная рейдовая группа ведет контроль не только за передвижением транспорта с древесиной, но и заезжает на промежуточные склады для мониторинга всех этапов движения продукции.
Обычно передвигаемся на служебном автомобиле, но при необходимости и на автомобиле оперативного назначения. В любое время мы можем обратиться за помощью к сотрудникам милиции, чтобы воспользоваться их машиной. Никогда не отказывают.
У граждан, перевозящих древесину, проверяют все сопроводительные документы, сканируют бирки, сопоставляют фактическое наличие продукции с данными, вне сенными в ЕГАИС: соответствие сорта древесины, качества и пр. Контролируются правильность перевозки, выгрузки информации в систему и прочие нюансы.
Правила проверки перевозимой продукции мобильной рейдовой группой и специалистами на стационарных постах контроля идентичны. Отличие только в маневренности самих проверяющих команд. Если мобильная группа Климовичского лесхоза почти всегда в движении, стационарный пост контроля за перевозкой ветровально-буреломной древесины работает фиксированно на трассе Р43, на локации вблизи поселка Великий Мох Климовичского района.
На страже — «Лесной страж»
— Пост поставили именно на этом направлении неспроста, — замечает Сергей Иванович. — Он как раз охватывает дорогу, ведущую в сторону границы с Российской Федерацией, расстояние до которой — всего 10 км.
Сегодня дорога находится под круглосуточным контролем. Специалисты, задействованные в работе стационарного поста (по двое сотрудников государственной лесной охраны Климовичского лесхоза в смену), припарковывают служебный автомобиль во время дежурства недалеко от видеокамеры, подключенной к программе «Лесной страж». Так что система раннего обнаружения лесных пожаров справляется не только с основной своей функцией, но также помогает осуществлять дополнительный мониторинг дороги и самого контрольного поста.
ФАКТ
За время разработки ветровально-буреломных лесосек стационарный пост Климовичского лесхоза отработал уже 96 смен и проверил 313 машин.
— Отдельными видеорегистраторами обеспечены и оба сотрудника государственной лесной охраны, единовременно работающие на посту. А также жилетами повышенной видимости, дисками с красным сигналом для остановки транспортных средств, осуществляющих перевозку древесины, гаджетами с ЕГАИС, головными уборами по форме, касками. Строго соблюдаются правила по внешнему виду, — перечисляет Сергей Гомонов.
Лесник Сергей ТИМОШЕНКО.
Даже свой кабинет инженер по охране и защите леса легко может с помощью видеосвязи проверить, верно ли ведется работа поста, какая машина сейчас на проверке, соблюдают ли специалисты правила безопасности на рабочем месте.
— Центральный пост, я — Клен, как слышно меня? — использует рацию Сергей Иванович. И на экране компьютера ему тут же приветственно машут, отвечая:
— Слышимость отличная!
Проверяется техника не только государственных предприятий, но и любых граждан, осуществляющих перевозку древесины. В Климовичском лесхозе уточнили: на данный момент серьезных нарушений не выявлено. Считанные маленькие ошибки, связанные с человеческим фактором, а не с желанием что-то украсть.
Мастер леса Анна Сакович.
— За время работы стационарного поста и мобильной рейдовой группы в основном были выявлены нарушения в оформлении сопроводительных документов при транспортировке древесины, — делится наблюдением главный лесничий Климовичского лесхоза Михаил Степанов. — Хищений лесопродукции не происходило. Каждый промежуточный склад оборудован фотоловушкой, да и люди на разработке и отгрузке трудятся от темна до темна. Так что практически все время древесина под присмотром. Помимо нас, работают и мобильные рейдовые группы из других областей, сотрудники Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Такой многосторонний контроль — отличная профилактика. Остается следить лишь за возможными внутренними нарушениями при отгрузке.
Инженер по охране и защите леса Климовичского лесхоза Сергей Гомонов: — Не только работники лесной отрасли, но и граждане в целом сегодня заинтересованы в легальности всех процессов, открытости и прозрачности. Никто не хочет рисковать, идя на ухищрения. Подводя итоги контроля за перевозкой древесины в последние месяцы, отрадно отметить, что правовое сознание людей вышло на более высокий уровень.