На республиканском семинаре в Быховском лесхозе обсудили способы обеспечения сохранности заготовленной ветровально-буреломной древесины
Вопрос защиты заготовленной древесины от насекомых-вредителей сегодня стоит как никогда остро. Разработка ветровально-буреломных лесосек ведется стремительными темпами. Однако важную роль играет и ее своевременная реализация, с которой дела обстоят в разы сложнее. Способы обеспечения сохранности заготовленной ветровально-буреломной древесины, ожидающей вывозки и реализации в лесу и на промскладах, на минувшей неделе обсудили на республиканском семинаре в Быховском лесхозе.
Чем и как обрабатываем
Чтобы помочь лесоводам сохранить продукцию, специалисты государственного учреждения по защите и мониторингу леса «Беллесозащита» провели исследования по оценке возможных рисков распространения вредителей в заготовленной древесине с учетом актуальных реалий. Также они подобрали ряд методов решения проблемы. Оценить их эффективность на наглядных примерах участники семинара (представители Минлесхоза, областных лесохозяйственных объединений, лесхозов республики, Национальной академии наук Беларуси и БГТУ) смогли на демонстрационных объектах, подготовленных Быховским лесхозом совместно с Учреждением «Беллесозащита» в Ворониновском лесничестве.
На этих объектах специалисты оценили воочию и обсудили обработку заготовленной древесины инсектицидами. Главный инженер Учреждения «Беллесозащита» Сергей Жданович объяснил, что в соответствии с санитарными правилами в штабелях обрабатывается только та древесина, которая не заселена насекомыми-вредителями. Заселенная должна обрабатываться индивидуально (поштучно).
— Обрабатываем древесину по всей поверхности коры. Расход рабочей жидкости на 1 кв. м — в среднем от 200 до 800 мл. Использовать можно в том числе ранцевые моторные опрыскиватели. Но по опыту скажу, что при индивидуальной обработке лесоматериалов лучше применять небольшой ручной опрыскиватель, у которого меньше факел распыла, — советует Сергей Анатольевич. — Следим, чтобы не было стекания препарата. Равномерно проходим несколько раз до смачивания всей поверхности коры.
Для наглядности продемонстрировали 4 варианта ранее заселенных лесоматериалов, прошедших обработку. В первом случае применялся «Актофит» (биопрепарат). В остальных — химические препараты: во втором — «Танрек», в третьем — «Гигант», в четвертом — «Аспид».
На первом сортименте на момент обработки были преимущественно личинки. Однократная обработка «Актофитом» (норма расхода рабочей жидкости — 0,8 л на 1 кв. м) привела к 75 % смертности насекомых-вредителей. На втором сортименте были куколки и частично молодые жуки. Спустя 11 дней с момента обработки «Танреком» смертность достигла 83 %. На древесине, обработанной «Гигантом» и «Аспидом», не было еще откладки яиц, и гибель внедрившихся короедов достигла 100 %.
Специалисты Учреждения «Беллесозащита» рекомендуют использовать минимальные значения из разрешенных норм расхода препарата в случае обработки незаселенной древесины, в случае заселенной — максимальные. К примеру, норма расхода инсектицида «Танрек» составляет 2—5 мл на 1 м2. Для незаселенной древесины берем 2 мл, 5 мл — для заселенной.
Безопасность превыше всего
Важный акцент был сделан на правилах безопасности при обработке древесины. Участникам семинара напомнили про обязательное проведение инструктажа перед такими работами.
— В каждом лесхозе должна быть инструкция по охране труда при работе с пестицидами. Обязательно прохождение медосмотра и гигиенического обучения в зональном центре гигиены и эпидемиологии с получением соответствующей справки. Делать это нужно ежегодно, — объяснил Сергей Жданович.
Также работник, осуществляющий обработку, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты. На нем должны быть сапоги резиновые, костюм для защиты от токсичных веществ (под ним — костюм для защиты от общепроизводственных загрязнений), плотные резиновые перчатки (а под ними — перчатки трикотажные), респиратор с противоаэрозольными фильтрами и герметичные очки.
Помимо прочего, для работника, осуществляющего обработку, должно быть оборудовано место отдыха и приема пищи на расстоянии не менее 200 метров. На этом месте должны быть бачок с питьевой водой, ведро с 5 % раствором кальцинированной соды для обезвреживания СИЗ, мыло, индивидуальное полотенце и универсальная аптечка (не автомобильная). Каждые полчаса обработки работнику нужно снимать респиратор и отдыхать.
— Не забываем и о санитарных нормах и правилах применения пестицидов, — напомнил Сергей Жданович. — Оповещать население нужно за 4—5 суток до обработки (указывая объект обработки и место его расположения, используемый препарат, класс опасности и класс опасности для пчел, ограничения по нахождению и видам хозяйственной деятельности на обработанном объекте) через СМИ, на сайте лесхоза. На границе участков нахождения обрабатываемой и обработанной древесины нужно выставить единые знаки безопасности с надписью «Обработано пестицидами (средствами защиты растений)» на расстоянии в пределах видимости от одного знака до другого, которые контрастно выделяются на окружающем фоне и находятся в поле зрения людей, для которых они предназначены.
Техника в помощь
На следующем объекте участники семинара оценили древесину (сосна, ель, осина), которая пролежала 4 дня на лесосеке и 32 дня на промскладе и не была обработана. При этом никаких признаков заселения насекомыми на ней не обнаружено. Секрет — в заготовке с помощью харвестера, благодаря которой произошла частичная окорка.
— И это не единичный случай, — поделилась наблюдением директор Учреждения «Беллесозащита» Зинаида Кривицкая. — Мы съездили на множество промскладов, и нигде в заготовленной техникой древесине заселения не нашли. Хотя, по всем данным, для короеда и 500 м от леса — не расстояние. Но благодаря механизированной заготовке частичная окорка существенно понизила влажность древесины, уменьшилась и поверхность для возможного заселения насекомыми. Также сыграли роль погодные условия и то, что склады были размещены на открытых солнечных участках.
Научный сотрудник ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» Сергей Салук объяснил, что для насекомых-вредителей очень важен запах. А у сухой древесины он теряется.
Какие планы у насекомых-вредителей на древесину — об этом рассказал в рамках семинара научный сотрудник ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» Сергей Салук:
— Если мы рассмотрим заселение жуками-дровосеками древесины хвойных пород, то преимущественно встретим черных длинноусых жуков рода Monochamus. Поскольку весна была холодной, суммы эффективных температур для развития насекомых не хватало, и сейчас, с задержкой почти в три недели, эти жуки только начинают появляться. В этом году их пока мало. Но, возможно, ситуация изменится. Период размножения у этих жуков продлится до середины августа. Личинки развиваются 2—3 года, в зависимости от вида и условий обитания. Первые несколько месяцев личинка находится исключительно под корой, и только где-то в сентябре, с поправкой на климатические условия текущего года, она начинает проникать глубже в древесину, где и зимует. На следующий год она опять может подниматься и развиваться под корой, периодически углубляясь в древесину. Крупные виды рода Monochamus, по моим наблюдениями на древесине сосны, уходят на глубину до 8—10 см. Есть еще большая сосновая златка (Chalcochroa mariana), которая также может достигать высокой численности и развивается около 3—5 лет. Это тоже серьезный вредитель для хвойных пород. Златка летает практически с мая до августа. При этом личинки младшего возраста, как и в случае с усачами, развиваются только под корой.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для того, чтобы исключить технический вред продукции, наносимый усачами и златками, эффективнее всего проводить переработку древесины заблаговременно, до начала холодов, когда насекомые еще не прогрызают себе путь в глубь дерева для зимовки.
От укрытия до обширной обработки
На следующей локации инженер-лесопатолог Быховского лесхоза Наталья Демидова и главный лесничий лесхоза Александр Жебин демонстрировали несколько вариантов хранения древесины, в том числе способ с затенением порубочными остатками (лапником). В ходе дискуссий также свой вариант укрытия штабеля предложила ведущий инженер-лесопатолог Гродненского ГПЛХО Татьяна Жук:
— Таким способом пользуются наши зарубежные коллеги, и успешно, — уточнила Татьяна Витольдовна. — Берется обычный спанбонд, пропитывается инсектицидом и укрывается на штабель полностью со всех сторон.
Еще участники семинара оценили вариант окорки заготовленной древесины на лесосеке с использованием окорочной насадки на бензопилу STIHL. Как отметили представители Быховского лесхоза, чтобы сделать окорку одного сортимента таким агрегатом полностью, необходимо всего 3—4 минуты (при диаметре бревна 24 см). Если окорка частичная — получится в два раза быстрее. Однако при грубой коре потребуется 3—4 прохода.
Пожалуй, самой зрелищной в рамках семинара была демонстрация способов обработки древесины в штабелях с помощью умной техники.
Доцент кафедры лесозащиты и древесиноведения кандидат биологических наук Вячеслав Звягинцев, выступая в качестве представителя Научной отраслевой лаборатории защиты леса, продемонстрировал возможности беспилотного летательного аппарата. Сейчас в рамках государственной научной технической программы идет исследовательский проект под адаптацию таких технологий в лесное хозяйство. Вячеслав Борисович совместно со специалистами Учреждения «Беллесозащита» уже успешно проводил целую серию всевозможных испытаний агродрона: для обработки посадочного материала в питомниках, на лесосеменных плантациях и пр. Однако применение для защиты штабелей заготовленной древесины от стволовых вредителей — для него практика новая. Но и с этой задачей дрон, как оказалось, справляется.
— Данный беспилотный летательный аппарат на электротяге сейчас имеет грузоподъемность 10 л и за 1 час может обработать до 4 га, — рассказал Вячеслав Звягинцев. — Самый очевидный плюс применения такого агродрона при обработке штабеля — нивелирование воздействия вредного фактора производства на человека. Можно находиться вдали от обрабатываемого объекта. Второе преимущество — скорость работы. Третье — аппарат всепогодный, имеет влагозащиту и разработан специально для работы на труднодоступных участках.
После участники семинара увидели обработку штабеля опрыскивателем ГАРД. Специальная машина МАЗ, оборудованная высокопроизводительным опрыскивателем, как рассказала Зинаида Кривицкая, была приобретена благодаря финансовой поддержке Минлесхоза и передана Учреждению «Беллесозащита» еще в 2018 году. Техника применяется посей день для профилактических защитных обработок лесосеменных плантаций от вредителей. Но, как оказалось, прекрасно может быть использована также для обработки за считанные минуты больших объемов древесины в штабелях.
Расставляем ловушки и подводим итоги
На финальной локации участникам семинара предлагалось обсудить вариант ограничения численности короеда-типографа методом отлова с помощью ловушек барьерного типа и ловчей древесины.
Промежуточными результатами данной работы поделилась инженер-лесопатолог Быховского лесхоза. Наталья Демидова, в частности, отметила, что заселение насекомых было преимущественно на нижних рядах выложенного штабеля ловчей древесины. Т. е. жуки искали затенение. Что же касается ловушек с феромонами ИПСВАБОЛ-Т то, согласно статистике по лесхозу, за 10 дней в одну ловушку попадалось от 50 до 800 штук насекомых (преимущественно короед-типограф). Таким образом, комплексное применение феромонных ловушек и ловчей древесины позволяет отвлечь часть популяции короеда-типографа на себя и минимизировать возможное заселение растущих деревьев.
Подводя итоги семинара, представители Минлесхоза, Учреждения «Беллесозащита», государственных производственных лесохозяйственных объединений, лесхозов дали свою оценку увиденным методам защиты заготовленной древесины и ограничения численности вредителей. Начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Дмитрий Торчик отметил, что все замечания и пожелания приняты к сведению и в кратчайшие сроки будут рассмотрены в министерстве с целью принятия стратегических решений.
— Важно при этом зафиксировать, доказать фактическую пользу, исходя из конкретных критериев. К примеру, какой именно процент частичной окорки будет считаться эффективной защитой от заселения вредителями. Надо четко обозначить, чтобы дальше по этим данным могла вестись работа, — объяснил Дмитрий Иванович.
В завершение начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза также напомнил о необходимости держать под контролем и вопрос заселения стволовыми вредителями сосны и ели растущих насаждений. На данном вопросе акцентировала внимание и Зинаида Кривицкая:
— Уважаемые лесопатологи, занимаясь решением задач по буреломам, имейте в виду, что наши коллеги из южных регионов уже замечают увеличение численности очагов вредителей. Поэтому текущие лесопатологические обследования проводите не формально, а конкретно и с назначением соответствующих мероприятий.