Ветераны труда всегда остаются в строю. Обычно они живо интересуются всем, с чем им приходилось сталкиваться при исполнении своих служебных обязанностей. К таким относится и старейший специалист лесного дела, бывший начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Михаил КУЗЬМЕНКОВ, к которому мы обратились с просьбой высказать свое мнение о перспективах развития лесной отрасли. В частности, Михаил Васильевич коснулся предложения об объединении Минлесхоза и «Беллесбумпрома» в новый государственный орган управления, которое прозвучало в форме вопроса. Не приводились какие-либо другие аргументы в пользу реорганизации, за исключением возможного увеличения вклада единого комплекса в экономику республики. Но две отрасли, лесохозяйственная и лесопромышленная, принципиально отличаются задачами, функциями, целями развития.
— Михаил Васильевич, чем конкретно отличаются эти ведомства и что в них есть общее, позволяющее говорить об их объединении?
— Лесохозяйственные учреждения (лесхозы) осуществляют функции, определенные Лесным кодексом Республики Беларусь: проводят комплекс лесохозяйственных мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов и организуют рациональное использование их богатств. Особенностями этой деятельности является долговременный производственный цикл, исчисляемый многими десятилетиями, от создания до созревания насаждений. Лесхозы являются государственными учреждениями с лесоводственно-экологической направленностью деятельности, с финансированием в том числе из республиканского бюджета, а работники лесхозов и лесничеств относятся к государственной лесной охране.
Лесопромышленная отрасль традиционно состоит из трех основных частей: лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной. Ее предприятия представлены различными типами и формами, их деятельность носит коммерческий характер с кратковременным производственным циклом в цепочке: заготовка древесины, ее транспортировка, переработка, реализация товаров с получением прибыли с оборотом приблизительно в течение года. Экологические аспекты их деятельности, особенно целлюлозно-бумажной промышленности, в комментариях не нуждаются.
Общность лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности состоит в едином объекте труда и осуществлении: — промышленных лесозаготовок при ведении рубок главного пользования в спелых насаждениях; — переработки древесины.
— С чем связано развитие лесопромышленной деятельности в лесхозах, основное предназначение которых лесохозяйственная деятельность?
— Внедрение и развитие лесозаготовок и деревообработки в лесхозах имеет достаточно длительную и неоднозначную историю и обусловлено в основном недостаточным бюджетным финансированием расходов на лесоуправление и лесохозяйствование.
В прошлом в связи с переходом к НЭПу была осуществлена перестройка всей системы управления народным хозяйством, в основу которой был положен перевод государственных предприятий на хозяйственный расчет. Для лесного хозяйства той поры характерным было лишь проведение хозрасчетных лесозаготовок, в том числе рубок ухода, проводимых под эгидой управления лесами Наркомзема БССР. При данном управлении был создан с правом юридического лица эксплуатационный отдел, называвшийся «Лесзаг». Однако в постановлении правительства (1929 г.) было отмечено, что одновременное исполнение одним органом функций ухода за лесом и чисто эксплуатационного характера не соответствует интересам лесного хозяйства, и «Лесзаг» был упразднен, а работы по уходу за лесом были переведены на бюджетное финансирование.
В 1939 году для лесного хозяйства впервые, наряду с бюджетной деятельностью, была разрешена более расширенная хозрасчетная промышленная деятельность с организацией при отдельных лесхозах, лесничествах и учебных заведениях контор подсобных предприятий и утильцехов для производства товаров ширпотреба, действующих на полном хозрасчете.
В 1953—1956 годах наблюдалось резкое снижение объемов промышленной деятельности в лесхозах, что совпало с периодом упразднения Министерства лес ного хозяйства и передачей лесоуп равления в систему сельского хозяйства.
В 1956—1958 годах был разработан Генеральный план развития лесного хозяйства БССР на 1959—1975 годы, в соответствии с которым, исходя из истощенного состояния эксплуатационных запасов древесины в лесах, развитие промышленной деятельности не предусматривалось. Она ограничивалась достигнутыми объемами.
А постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР (1958 г.) «О мерах улучшения ведения лесного хозяйства и рационального использования лесосырьевых ресурсов в республике» все лесозаготовки по рубкам главного пользования, исключая заготовки для местных нужд порядка 800 тыс. кубометров, сосредотачиваются в лесной промышленности СНХ БССР. Проведение рубок ухода, санитарных и лесовосстановительных рубок возлагалось на Главное управление лесного хозяйства при СМ БССР, созданное в 1956 году с изъятием функций лесоуправления из МСХ и заготовок.
В 1966 году Главное управление лесного хозяйства при СМ БССР преобразуется в Министерство лесного хозяйства, а областные управления были введены в состав облисполкомов с отнесением расходов на их содержание на себестоимость товарной продукции подведомственных хозрасчетных предприятий. Это обстоятельство, естественно, дало новый толчок развитию промышленной деятельности в лесном хозяйстве на основе повышения интенсивности заготовки древесины при проведении в первую очередь прореживаний, проходных и выборочных санитарных рубок.
В определенной мере рост объектов деревообработки в цехах лесхозов был связан с так называемым давальческим сырьем, то есть в порядке оказания лесхозами услуг по заготовке и переработке древесины, выделявшейся в плановом порядке различным потребителям.
И, наконец, в последние 20—30 лет значительные объемы древесных ресурсов заготавливаются при проведении прочих рубок в порядке ликвидации в лесах последствий стихийных явлений (буреломов, ветровалов) и воздействия вредных насекомых и болезней леса: доля объема этих рубок в общем объеме лесозаготовок в последние годы составляет более 40 % (для сравнения отметим, что для обычного состояния лесов эта доля составляет 5—8 %).
Последующее развитие лесозаготовок и деревообработки в лесхозах во многом было обусловлено следующими основными факторами. Упразднением бывшего Минлеспрома БССР с преобразованием его в концерн «Беллесбумпром» после распада СССР, в результате чего годовые объемы промышленных лесозаготовок предприятиями концерна существенно уменьшились (более чем на 1,6 млн кубометров). Но поскольку потребности республики в лесоматериалах оставались достаточно высокими, а также вследствие уменьшившегося лесного дохода в результате не используемого концерном лесосечного фонда, лесхозы вынуждены были заняться промышленной заготовкой леса и развивать деревообработку в своих цехах с преимущественным производством погонажных изделий и топлива (пеллет).
К настоящему времени объемы лесозаготовок в системе Минлесхоза достигли 9 млн кубометров ликвидной древесины, или 81 % от общего объема заготовок в лесах, находящихся в ведении Минлесхоза. Объем переработки в цехах составляет порядка 6 млн кубометров, что сопоставимо с объемами деревообработки на предприятиях концерна. По сути, это и стало поводом для постановки вопроса о реорганизации. К настоящему времени концерн снизил лесозаготовки до 2,5—3,0 млн кубометров — это исторический минимум в его деятельности. Лесозаготовительная подотрасль, таким образом, перекочевала в систему Минлесхоза.
Развитие промышленной деятельности в лесном хозяйстве также обусловлено низкой таксовой стоимостью древесины, не обеспечивающей лесной доход в размере, необходимом для финансирования расходов на ведение лесного хозяйства. Промышленная деятельность лесхозов в какой-то мере способствует улучшению их финансового состояния, особенно в части обновления и развития основных фондов (приобретение машин, оборудования, строительство производственных зданий и жилья).
— Не служит ли эта объективная реальность основанием для объединения близких отраслей, связанных между собой объектом труда — лесом?
— Да, на первый взгляд кажется, что логичным является вопрос о реорганизации Минлесхоза и концерна. Последний, имея существенные размеры выручки и прибыль, возможно, сможет финансировать и потребности лесного хозяйства. А на самом деле предприятия концерна имеют немалую задолженность перед бюджетом и, скорее всего, рассчитывают при реорганизации смягчить долговую нагрузку за счет перестройки механизма внутриотраслевых отношений в едином комплексе с участием лесного хозяйства.
— Насколько реальным и выгодным с юридической и экономической точки зрения может быть подобная реорганизация?
— Принципиальным вопросом осуществления той или иной деятельности является ее правовая основа. Если обратиться к Лесному кодексу Республики Беларусь, конкретно к полномочиям республиканского органа госуправления по лесному хозяйству в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (ст. 12), и к правам и обязанностям юридических лиц, ведущих лесное хозяйство (лесхозов, ст. 21, 22), то в этих статьях кодекса нет даже упоминания о промышленных лесозаготовках и деревообработке.
Для сравнения отметим, что в Лесном кодексе Российской Федерации такая деятельность оценивается как предпринимательская и считается недопустимой в лесном хозяйстве.
«В мировой лесохозяйственной практике также не принято сочетание в едином государственном органе управления задач лесоуправления с лесопромышленной (коммерческой) деятельностью. Но есть такое сочетание в виде создаваемых крупных лесных компаний или корпораций, которым переданы леса для длительного или бессрочного использования. Это не что иное, как хозяйственные образования. Эти компании содержат в своем составе и лесохозяйственные службы с функциями воспроизводства, охраны и защиты лесов.»
Лесные компании функционируют в порядке самоокупаемости. При этом вопросы лесной политики, регулирования лесных отношений, контроля и некоторые другие (наука, кадры) находятся в компетенции специальных лесных служб (департаменты, агентства), не связанных и не зависящих от компаний.
Что-то подобное недавно было и у нас, когда был создан единый лесной мини-комплекс на базе ОАО «Витебскдрев» концерна «Беллесбумпром» и двух лесхозов Витебского ГПЛХО — Бешенковичского и Городокского. Инициаторами этой реорганизации были представители ОАО и концерна, они же вскоре инициировали возвращение данных лесхозов в систему Минлесхоза. Эксперимент не состоялся, на мой взгляд, из-за отсутствия возможностей финансирования расходов на лесохозяйственную деятельность, что было возложено на ОАО при реорганизации. Что в таком случае говорить о более масштабной реорганизации? Такое объединение в принципе было бы целесообразным при условии самофинансирования. Это было бы наиболее быстрым и реальным вкладом единого комплекса в развитие экономики республики. Естественно, с созданием республиканского органа госуправления в виде лесного департамента или агентства, непосредственно подчиненных правительству.
— В истории лесного дела насколько прогрессивными и эффективными были реорганизации, вызванные не только объективными условиями, но и желанием сделать отрасль передовой хотя бы на конкретный исторический период?
— Реорганизаций было немало, практически на всем протяжении (более 200 лет) с момента зарождения государственного лесоуправления. Цель реорганизации всегда состояла в одном: в поиске такого органа, который обеспечивал бы удовлетворение возраставших потребностей в древесине и извлечение максимального дохода от использования лесов. В дореволюционный период это были военно-морское ведомство, министерства финансов, госимуществ, земледелия. В советский период — различные народные комиссариаты: земледелия, лесной промышленности, местной промышленности, путей сообщения, коммунального хозяйства, совхозов. Они, в свою очередь, передавали леса для лесозаготовок крупным потребителям с многократным превышением расчетных лесосек. Не проводилось лесовосстановление вырубок.
В этом отношении «преуспевали» «Лесзаг», который функции промышленных заготовок возложил на лесничества, и особенно трест «Лесбел» с функциями эксплуатации лесов и ведения лесного хозяйства, находившийся в составе «Беллеспрома», созданного в 1931 году с преобразованием лесхозов в леспромхозы. Именно в тот довоенный период было положено начало разрушению породной и возрастной структуры лесов республики, обезлесиванию ее территорий. И когда стало ясно, что требуются неотложные меры по улучшению состояния лесов, в 1936 году были созданы Главное управление лесоохраны и лесонасаждений — «Главлесохрана» и лесхозы. Этот год, по сути, стал началом подлинного, а не формального госуправления лесами.
В годы Великой Отечественной войны состояние лесов еще более ухудшилось, и в 1947 году было создано Министерство лесного хозяйства, организовавшее колоссальную работу по лесовосстановлению и отпуску леса для восстановления уничтоженного войной народного хозяйства и строительства жилья. Но в 1953 году Минлесхоз был упразднен, а его функции были переданы Министерству сельского хозяйства и заготовок БССР. Лесхозы и лесничества опять стали подсобными структурами ведомства нелесохозяйственного профиля. Состояние лесов стало ухудшаться, пока опять не было образовано Главное управление лесного хозяйства при Совете Министров (1956 г.), а позднее (1966 г.) Министерство лесного хозяйства БССР.
— Какие выводы о дальнейшем развитии лесохозяйственной и лесопромышленной отраслей можно сделать на основе анализа их настоящего состояния?
— Реорганизация лесоуправления и ведения лесного хозяйства путем различных объединений или передачи соответствующих функций ведомствам нелесохозяйственного профиля неизменно ухудшало состояние лесов, а лесхозы и лесничества превращались в подсобные структуры, которым ставилась задача обеспечения различных потребителей необходимым количеством древесины. Лесовосстановление, охрана, защита, уход за лесами не проводились или проводились в крайне малых объемах в целях уменьшения расходов, приоритет отдавался промышленной, коммерческой деятельности.
Промышленные лесозаготовки, деревообработка, осуществляемые в лесхозах, должны опираться на правовую основу. Целесообразно это обосновать и отразить в Стратегическом плане развития лесного комплекса Беларуси, сформулировав в нем также базовые принципы по вопросам лесоуправления и экономики лесного комплекса, его взаимоотношения с бюджетом, внутриотраслевые отношения, развитие негосударственного сектора в лесохозяйственной и лесопромышленной сферах деятельности.
«В ранее разработанных Концепции развития лесного хозяйства, Стратегическом плане развития лесного хозяйства такие принципы не определены. Спонтанное появление идей о реорганизации Минлесхоза и «Беллесбумпрома» является во многом надуманным и базируется на предположениях о том, что всё будет только лучше. В данном случае, как говорят, можно надеяться на лучшее, но нужно готовиться к худшему. Вероятность того, что лесное хозяйство в случае реорганизации будет выбито из своей колеи, очень высока.»
Вопрос разделения функций лесоуправления и лесопромышленной деятельности на уровне лесхозов неоднократно поднимался и в определенной мере обсуждался на протяжении всего периода новейшей истории (после распада СССР). В Стратегическом плане развития лесохозяйственной отрасли на период до 2030 года, утвержденном правительством в 2014 году, в п. 21 записано о необходимости «институциональных преобразований путем разделения в лесохозяйственном учреждении функций управления лесами и функций лесопользования». (Видимо, имеется в виду функций лесозаготовок.) А в п. 22.14 предусмотрено «повышение эффективности работы цехов лесохозяйственных учреждений…», то есть признается необходимость их дальнейшего функционирования.
«На мой взгляд, в лесном хозяйстве нужно заниматься разными видами деятельности, приносящими доход, но они необязательно должны концентрироваться, как это сложилось ранее и теперь, только в лесхозе — базовой лесохозяйственной производственной единице с основной функцией лесоводственного характера. В лес ном хозяйстве могут создаваться другие предприятия (малые, средние, а может, и крупные) с правом юридического лица, выполняющие в том числе по договорам с лесхозом те или иные услуги, например по тем же лесозаготовкам, рубкам ухода, лесовосстановлению и др.»
Услуги в лесном хозяйстве — это наиболее экономически целесообразный способ хозяйствования, так принято практически во всех странах. Услуги сами по себе не могут быстро развиваться, нужно создавать условия, способствующие этому, о чем свидетельствует опыт ведения лесного хозяйства в Польше, в которой побывали в порядке обмена опытом представители всех ГПЛХО и многих лесхозов.
— В процессе рабочих совещаний, в СМИ, в различных лесных документах можно наблюдать многообразие словесных выражений: «лесохозяйственный комплекс», «лесная отрасль», «лесное хозяйство», «лесная промышленность», «единый хозяин в лесу» и прочие определения. Прямо-таки зигзаги лесного лабиринта, в котором можно заблудиться. Откуда всё это?
— Такая словесная мозаика действительно существует, порою она неуместна и основана на умозрительных представлениях. Было бы целесообразным составить национальную лесную энциклопедию с определением различных понятий.
В республике существует классификация видов экономической деятельности, установленная законодательством, согласно которой определены соответствующие группы. В частности, отдельную группу составляют «сельское, лесное и охотничье хозяйства», объединенные, по-видимому, единой аграрной основой, то есть связанным с использованием земель. «Лесная промышленность» относится к промышленной группе.
Примерно такое разделение можно видеть в системе международного определения видов деятельности. То есть лесное хозяйство и лесная промышленность «разведены». Все остальные выражения не более чем импровизация. Понятие «единый хозяин в лесу» никак не связано с лесной промышленностью. Ветераны должны помнить, что практически на протяжении всего последнего периода тема «единого хозяина в лесу» была в центре внимания и постоянно обсуждалась на всех уровнях управления, в том числе союзного значения.
Речь шла о плохом состоянии лесов, закрепленных за различными министерствами и ведомствами. Например, в Беларуси в 1973 году за различными ведомствами числилось более 2 млн га закрепленных лесов, или почти четверть всех лесов республики, из них 1,1 млн га колхозных лесов, в которых велась интенсивная рубка насаждений, а также трансформация (раскорчевка) участков леса под сельхозугодья.
И только к 2001 году леса сельхозорганизаций в основном были переданы в систему Минлесхоза в соответствии с двумя постановлениями, принятыми правительством в 1999—2001 годах, накануне принятия нового Лесного кодекса (2001 г.). Практически полностью переданы в систему Минлесхоза и леса, находившиеся в пользовании Министерства обороны.
К настоящему времени площадь лесного фонда, находящегося в ведении Минлесхоза, составляет 8461 тыс. га, или 88 %, в пользовании других министерств и ведомств — 1160 тыс. га, или 12 % (МЧС, Минобразования, НАН Беларуси, Управление делами Президента Республики Беларусь, местные органы исполнительной власти). Все эти леса лесоустроены, в них осуществляется лесопользование и ведение лесного хозяйства согласно лесоустроительным проектам и лесному законодательству. Ведутся также лесозаготовки, переработка древесины, различные лесохозяйственные мероприя тия, связанные с воспроизводством, охраной и защитой лесов.